1. Мы продаём продукты интеллектуального труда. Товара, который можно пощупать руками, нет. Соседи через стенку продают металл, и, в целом, их товар понятен для потребителя. Им звонят снабженцы и говорят, есть ли балка, тавра, швеллер, сколько стоит. Они продают товар, а не продукт. Основное УТП для клиента — цена. При этом цена — это слабое место: всегда найдётся тот, кто предложит дешевле. Кроме цены у них есть и другие узкие места: логистика, наличие товара на складе, дебиторская задолженность.
2. Мы продаём не товар за цену, а продукт за стоимость, а именно: конкретное решение конкретной задачи клиента. Например, получить 100 обращений; увеличить количество переходов на сайт на 20% по сравнению с февралём прошлого года; создать стратегию поведения бренда в сети интернет. Мы не продаём товар, например, контекстную рекламу в Яндексе — мы предлагаем решение задачи клиента, решение — это всегда комплексный продукт: это инструменты, бюджет, понимание целей/задач клиента, прогноз эффективности.
3. По товару конкуренция самая жёсткая, и в 90% случаев общение между клиентом и менеджером компании сводится к обсуждению цены на товар. У одной компании швеллер, у другой компании швеллер — и оба эти швеллеры одинаковые. В чём тут вызов, творчество, бренд, упаковка?
Чтобы продать наши услуги их нужно обернуть в упаковку, в том числе и образом специалиста по работе с клиентами, потому что он лицо компании и находится на первой линии. Специалист совместно с командой добавляет ценности продукту и создаёт уникальную упаковку. Образ проектного менеджера, имя компании усиливают друг друга и позволяют выйти за рамки конкуренции по цене.
Мы продаём не товар, а продукт, бренд, упаковку, ощущения, эмоции и результат. По продукту/бренду конкуренция отсутствует, потому что всегда можно создать голубой океан новых возможностей, выдумать фиолетовую корову и выйти из алого океана жёсткой конкуренции.
Люди, компании разные — нет двух одинаковых людей и одинаковых компаний — каждый человек, компания уникальны. У человека две ноги, две руки, голова — это, условно, этот товар он предлагает на рынке труда.
При этом каждый человек обладает уникальными особенностями: голос, улыбка, знания, интеллект, манеры, умение общаться. Человек — это бренд и каждая компания — бренд, уникальный и неповторимый.
4. Мы не даём прямых скидок на свои услуги. Это значит, если клиент спрашивает про скидку, мы говорим, что у нас их нет, это специфика нашей отрасли. Мы продаём свой ум, интеллект, опыт, знания и т. д.
Пример: клиент хочет создать промо-страницу и готов оплатить 40 тысяч рублей, а у нас эта услуга стоит 50.
В этом случае есть три варианта:
1. Отказать клиенту (крайний случай).
2. Сказать, что сделаем страницу на 80%, а остальные 20% он доделает самостоятельно.
3. Уменьшить количество работ, например, убрать установку счётчиков посещаемости или настройку получения заявок с сайта.