Поисковая оптимизация (SEO)
 — польза для бизнеса

Делимся опытом и даём советы правильной оптимизации.
Поисковые системы собирают и упорядочивают всю доступную информацию в Интернете. Для того чтобы собирать информацию, сайты ежедневно просматриваются поисковыми роботами и заносятся в базу. Когда мы задаем вопрос в строку поиска, поисковик не сканирует весь Интернет, а ищет подходящие ответы в своей базе, а потом выдает в виде результатов поиска (SERP).

Всю свою историю с момента создания поисковые системы совершенствуются, и учатся находить ответы, наиболее точно отвечающие на вопрос пользователя. Система взаимоотношений поисковиков и сайтов постоянно в движении: повышается конкуренция среди поисковых систем, у пользователей возникают новые потребности, количество запросов постоянно растет, а качество индексируемых сайтов сильно различается.
Где же в этой системе место оптимизации?
Поисковыми системами установлены базовые принципы, согласно которым собираются и оцениваются данные. Перед специалистом по оптимизации стоит четкая цель: сайт должен восприниматься поисковой системой наиболее полно, иметь авторитетность и оперативно отвечать на запросы пользователя в своей тематике.
Составление семантического ядра
Запросы по любой тематике содержат множество вариаций (ключевых слов). Необходимо их грамотно собрать, чтобы не ошибиться в выборе стратегии продвижения. Мы говорим о составлении дерева запросов (семантического поля), которое охватывает все возможные словосочетания, используемые для поиска и продвижения в определенной тематике.

Ниже мы приводим небольшой фрагмент семантического ядра для сайта visitchina.ru
Внутренняя оптимизация на стороне сайта
1. Определение структуры сайта и страниц отвечающих на основные запросы

Дереву запросов должно соответствовать дерево страниц сайта. Каждая страница должна отвечать на один запрос, возможны 3−4 дополнения и расширения к этому запросу. Хотя, для низкоконкурентных тематик главная страница может с успехом продвигаться и по 50 различным запросам. Однако, это не отменяет необходимость комплексной оптимизации всей структуры сайта.

2. Оптимизация основных элементов страницы

После того как список страниц определен, «проходимся» по наиболее важным элементам каждой страницы:
RL-адрес страницы — часть адреса должна содержать запрос в транслитации. Нежелательны динамические адреса (index.php?section=60). В популярных системах управления сайтом (Вордпресс, Джумла) это «лечится» путем установки seo-модуля. Также необходимо проверить адреса на отсутствие страниц-дублей, когда несколько вариантов адресов отдают одинаковый контент:
— site.com/company/index.php
— site.com/company/
www.site.com/company
В данном случае необходимо настроить перенаправление на один вариант адреса.

Мета-тег Title — должен содержать ключевой запрос и быть привлекательным для пользователя. Мета-тег Description — должен содержать краткое резюме страницы в привлекательной форме, с использованием ключевых слов.

Заголовок <H1> — должен содержать ключевой запрос.

Текст — распределение запроса в тексте в различных частях страницы (2−3% ключевых запросов на 100% всех слов на странице). Текст должен быть сверстан согласно требованию веб-типографики.

Блоки около 1000 знаков, с подзаголовками <h2>, <h3>.

Картинки — плюс.

Самое лучший вариант — делать не просто текст, а комбинировать различные элементы: заголовки, картинки, формы, контактные данные, включения. Изображения должны иметь заполненный атрибут «alt» (альтернативный текст).
Пример составления технического задания по оптимизации страницы для интернет-магазина

Когда вы начинаете внутреннюю оптимизацию советуем составить таблицу в Excel, которая будет содержать колонки: Url, Title, Desription, H1 и заполнить значения этих элементов. Для интернет-магазинов и каталогов, которые содержит множество однотипных страниц, можно составить обобщенные инструкции по шаблону. Ниже приведен пример для страниц с товарами в каталоге:

<title>[Название товара] | Запчасти для экскаваторов с оперативной доставкой — GUSKA.ru</title>

<meta name="description" content="[Название товара] — подробное описание и цена. [Название категории] в продаже по низкой цене с оперативной доставкой. Подробное описание товара. GUSKA.ru — запчасти и навесное оборудование для экскаваторов. Гусеницы и расходные материалы."/>

<h1> [Название товара]</h1>

3. Алгоритм машинного обучения и поведенческие факторы

Последние тенденции поиска — поведенческие факторы и ранжирование на основании оценок асессоров (людей). Асессоры оценивают множественное количество сайтов, затем алгоритм, имея примеры «плохих» и «хороших» сайтов, оценивает остальные автоматически.

Яндекс оценивает сайты по следующим критериям:

  • Ассортимент (возможность выбора в рамках потребности пользователя).
  • Доверие.
  • Удобство выбора.
  • Качество услуги (насколько быстро и удобно можно сделать заказ).
  • Дизайн.
В частности, на Ассортимент и Удобство выбора влияет количество товаров на главной странице и возможность быстро найти нужный товар, например с помощью фильтров (наличие контекстно зависимых предложений). На Доверие — размещение подробных контактных данных, схемы проезда, отзывов, комментариев.
Поведенческие факторы учитываются с помощью Яндекс. Метрики и статистики показов/кликов в поиске. Включают в себя такие показатели, как CTR на поиске, кол-во повторных поисков после открытия вашего сайта, показатель отказов, глубина просмотра, прямые переходы на сайт и т. д.

4. Привлекательность сайта в результатах поиска

Среди критериев оценки сайта — кликабельность в поиске. Если сайт вышел на высокую позицию по какому-то запросу, но продемонстрировал низкий CTR долго он на ней не продержится. Поэтому сниппет должен быть максимально привлекательным.
  • Фавикон — задается в коде сайта теге <link rel="shortcut icon" href="http://autokorea.ru/favicon.ico" type="image/x-icon" />
  • Дополнительные ссылки — определяются поисковой системой автоматически. Для их формирования нужна четкая и логичная структура сайта и соответствие требованиям поисковых систем.
  • Адрес сайта с прописными буквами — настраивается в http://webmaster.yandex.ru
  • Адрес и телефон — настраивается в http://webmaster.yandex.ru
  • Красивые теги title и description — (last but not least :)

В отдельных случаях можно передавать дополнительные данные: см. справку http://help.yandex.ru/webmaster/?id=1 111 995.

Также, в сервисах для вебмастеров необходимо установить регион сайта. Это сильно влияет на региональное продвижение.
5. Индексирование страниц

Рекомендуем периодически оценивать количество проиндексированных страниц с помощью оператора site: (например silte:miniex.ru).

Если страниц в поиске меньше, чем на самом деле предоставлено поисковым системам, значит есть трудности с индексацией сайта.

Большие сайты зачастую содержат целые разделы, к которым можно добраться только через форму поиска или ссылки формируемые с Javascript. Роботы поисковых систем переходят по данным ссылкам, поэтому необходимо чтобы до любой страницы можно было легко добраться в 2−3 клика, по простым текстовым ссылкам (линкам). Ввести страницы в поиск поможет формирование карты сайта (sitemap) в формате xml. В сервисах для вебмастеров есть разделы, в которых надо прописывается путь к карте сайта.

Если страниц в поиске больше чем есть на сайте — есть опасность формирования дубликатов страниц или в поиске содержатся страницы, не предназначенные для индексации. Чаще всего, это происходит по следующим причинам:

  • Тестовый сайт на поддомене/другом домене/ip-адресе индексируется.
  • URL могут содержать переменные, никак не меняющие контент, но создающие дубликаты.
  • Ссылки на дубли страниц, например site.ru/ и site.ru/index.php.
  • Страницы сайта доступны по адресам /dir1/dir2/ и /dir2/dir1/.
  • Страницы сайта доступны по адресам /dir/page.html и /page.htm.
  • Версия для печати открыта для индексации.
  • Технические страницы доступны для индексации.
  • Страницы доступны по адресу /index.php и по /.
  • Не «склеен» домен с www и без www.
  • На всех страницах выводится одинаковый текстовый блок.
  • Наличие «пустых страниц», например, незаполненные профили на форуме.

Для управления индексацией необходимо настраивать robots. txt, в котором необходимо закрывать все лишнее: страницы поиска по сайту, страницы входа, регистрации, дублированный контент и т. д.

Справка по robots. txt: http://help.yandex.ru/webmaster/?id=996 567

6. Структура сайта

Структура сайта должна быть логичной и понятной. Поисковые системы выделяют тематические кластеры в структуре. Поэтому стоит продумать как их сформировать. Например раздел второго уровня оптимизирован под высокочастотное слово. Уровнем ниже должны размещаться страницы, содержащие популярные словосочетания с этим же ключевым словом.

2-й уровень

3-й уровень

и далее по уровням.
Внешняя оптимизация сайта

Ссылочная масса (ссылки на сайт, размещенные на внешних ресурсах) должна производить впечатление естественной. Подробные факторы оценки внешних ссылок мы приведем в таблице, взятой с сайта топэксперт.рф.

Критерии выбора внешних ссылок

  • Небольшое количество внешних ссылок со страницы/сайта донора.
  • Наличие сайта-донора в Яндекс.Каталоге.
  • Большой возраст сайта донора.
  • Уникальность контента по отношению к страницам в индексе.
  • Хорошие позиции сайта-донора в ПС.
  • Уникальность контента по отношению к страницам сайта.
  • Большое количество сайтов, ссылающихся на сайт-донор.
  • Совпадение ключевых слов в контенте и в тексте ссылки.
  • Тематичность внешних ссылок со страницы-донора.
  • Уровень вложенности страницы-донора.
  • Тематичность контента страницы донора сайту акцептору.
  • Много контента на странице.
  • Большое количество проиндексированных страниц.
  • Высокая посещаемость сайта-донора.
  • Высокий ТИЦ сайта донора.
  • Высокий PR страницы донора.
  • Высокое количество упоминаний домена донора в индексе.
  • Ссылки с блогов.
  • Высокое количество упоминаний домена донора в индексе.
  • Близость ссылки к началу страницы в HTML.
  • Ссылки с социальных сетей.

Советы по тексту ссылки на сайт

  • Использование прямого вхождения ключевого слова.
  • Использование словоформы ключевого слова.
  • Использование ссылок с разбавлением ключевого слова.
  • Ссылки со статей.
  • Реальность текста ссылки.
  • Использование околоссылочного текста.
  • Ссылки без вхождения ключевых слов в тексте.
  • Указание географической области в тексте ссылки.
  • Грамматически правильные тексты ссылок.
  • Уникальность текста ссылки.
  • Ссылки картинкой.
Рекомендуем использовать комбинацию из следующих способов получения ссылок.
Константин Коковихин
Руководитель Школы
Генерация новостных поводов и размещение пресс-релизов

Это самый естественный способ продвижения и мы считаем его наиболее полезным по сумме факторов. Новости размещаются компанией и на собственном сайте. Это увеличивает частоту обновления сайта и повышает его в рейтинге поисковых систем. Размещение пресс-релиза на других сайтах дает естественные ссылки, то есть вероятность попадания под фильтры ПС крайне низка. Размещение пресс-релизов зачастую дороже, но существует немало сайтов, которые берут за это не большие суммы.

Платное размещение статей

Тексты для статей можно заказывать на различных сервисах, например на textsale.ru. В задании указываю ключевые слова (с которых будут ссылки) и объем. Размещение — через Miralinks.ru. Критерии отбора сайтов: тематичность, региональность, рейтинг, наличие в Яндекс.Каталоге. Платное размещение пресс-релизов или ссылок в новостях.

Платное размещение контекстных ссылок

С помощью сервисов Pr.Sape.ru и Gogetlinks.net. Критерии отбора сайтов: количество проиндексированных ссылок, тематичность, региональность, наличие в Яндекс.Каталоге.

Регистрация в тематических и региональных справочниках

Минус платных сервисов в том, что зачастую сайты, участвующие в них, создают отдельные разделы под оплаченные статьи. Эти разделы легко могут быть обнаружены поисковиками и, при очередном обновлении, ПС могут снизить их влияние на поисковую выдачу. Поэтому, не отменяя действие вышеперечисленных сервисов, целесообразно искать источники трафика, которые будут давать максимально естественные ссылки.

Ссылки с соцсетей

Соцсети стали важным источником ссылок. Помимо прочего ссылки из сетей являются индикатором того, что сайт живет, к нему есть интерес. Если у компании есть страница в соцсетях, стоит проверить, эффективно ли она функционирует, есть ли в размещаемых материалах ссылки на сайт, можно ли повысить привлекательность и увеличить аудиторию, которая будет делиться вашим контентом.
материал подготовил
Вадим Шульгинов, специалист по оптимизации сайтов